Извини, что не предупредил тебя заранее о своей срочной командировке. Так был одержим идеей сенсационного открытия, что совершенно забыл позвонить. Тут мобильная связь работает отвратительно. Представляю, сколько пропущенных вызовов принял мой домашний телефон. Если он сгорел от перенапряжения, я не сильно расстроюсь – сам виноват, что заставил тебя беспокоиться…
Несколько недель назад в какой-то из книг по краеведению мне в глаза кинулось название одного белорусского имения. Думаю, кто держал эту книгу в руках до меня, тоже не смог пропустить тех строк. И вовсе не обязательно быть ярым болельщиком игры номер один, чтобы при слове «Манчестер» представить красных дьяволов, красавчика Бекхема или легендарного Эрика Контана. Да, имение именно с таким названием, к счастью, попалось мне на глаза. Ничего больше в книге про Манчестер не говорилось.
Утром следующего дня первое, что я сделал – отправился в библиотеку за более подробной информацией. Но оказалось не все так просто. Перерыв сотни картотек в систематическом указателе по истории и краеведению, я не нашел ни единого намека на Манчестер. Искать в зарубежных изданиях смысла я не видел: все они то и дело давали бы ссылки на английский город или какой-нибудь футбольный клуб (а, может, и того обиднее – на фан-клуб). Google вообще никогда о таком имении не слышал. Попробовал ввести вместо имения слово деревня. Выдало следующее:
"Виктор Братченя из деревни Большие Мотыкалы, что под Брестом, собирается в Манчестер. (РЭСПУБЛIКА - № 148 (4085) - Среда, 16 августа 2006)"
Отыскал книги по истории и краеведению района. Каждую пролистал очень подробно, но лишь в одной из них было то, что я искал. В ней подтверждались мои догадки относительно существования белорусского Манчестера. Имение такое действительно было (или есть?), мало того, расположенная в нем смолокурня также носила название английского города. Но этого явно было не достаточно. Даже информация о количестве населения (9 человек) еще ни о чем не говорила – уж слишком бедны источники информации. К тому же дата, когда проводилась перепись, не была указана. Странно, но я всячески пытался себя уверить, что эти самые 9 человек до сих пор должны проживать в Манчестере. Ни год первого упоминания, ни владелец имения не значились.
Попытался зацепиться за смолокурню. Архивные списки предприятий и заводов ничего не дали. Просмотрел кучу книг по истории промышленности. В одной говорилось, что смолокурня «Манчестер» находилась в километре от местечка Березино. Это информация давала возможность без труда определить примерное место расположения имения-призрака.
Я еще не раз возвращался в течение трех следующих дней в библиотеку и архив, чтобы нарыть побольше информации. Но все напрасно. Ничего не оставалось, как отправится на место и самому все выяснить…
Теперь Березино - центр сельсовета. Деревня довольно-таки большая. Находится в самой глубине района. Добраться сюда проблематично. От оживленной трассы тут будет километров 25, от Докшиц – 35. Мне долго приходилось идти пешком проселочными дорогами: одна машина в час – это счастье для такой глуши. Тем не менее, мне удалось добраться. И не сказать, что устал. Наоборот, сил хватило бы еще на пару десятков километров.
Березино имеет довольно богатую историю. Первое упоминание относится аж к 1407 году. В далекие времена было навалом казенной земли, и литовские князья ей с радостью делились. Это сейчас за заслуги перед отечеством медали на грудь вешают. А в средние века, будь добр, принимай пару гектаров земельки, а в придачу - вагон крестьян, которые эту самую землю и будут обрабатывать. И вот один из таких подарков получил Войцех Монивид – первый виленский воевода…
…Ну вот. Ты, наверно, подумала, что Остапа понесло, что сейчас я начну пересказывать все года из истории Березино и нарисую всю родословную потомков Монивида. Да, это было бы интересно мне, но боюсь, что после таких историй ты откинешь письмо в сторону. А у меня еще есть, что тебе рассказать. А про Монивида, на самом деле, рассказвать особо нечего. Оставил после себя по двое сыновей и дочерей. Первые умерли бездетными, а одна из их сестер – Софья – дала начало самому богатому роду Европы Радивиллам…
Думаю, ты уже догадалась, почему такое название у деревни. Все правильно. Березино образовалось по правую сторону от реки Березина. Прости за тавтологию. Кажется, первые жители долго голову не ломали над названием. И так много проблем, так еще думай о том, как бы лучше обозвать деревню… Решили не заморачиваться. Березино - просто и со вкусом!
Деревня представляет собой пересечение двух улиц. Аккуратные домики чередуются с заброшенными садами и ветхими хатами. Дорога заасфальтирована. Все же сельсовет!
Я направился в дом бабушки Гали. Именно так представилась мне коренная жительница Березино. Что меня всегда радует, это легкость общения с деревенскими людьми. Никакой скованности, никакой вражды и опасения к незнакомым людям. Мы быстро завели интересную беседу с женщиной. И, конечно же, мой первый вопрос к ней был очевиден: где тут у вас по близости Манчестер? И вот во второй раз я вижу удивление в глазах.
Как? У вас в километре находится уникальнейшее явление для Беларуси, а вы никогда про него не слышали? Как такое может быть? Но ведь я привык верить книгам. Причем не лишь бы каким, а серьезной, научной литературе…
Моему огорчению не было придела. Приехать вот так и ничего не узнать я не мог. Все же в словах бабушки я подметил для себя несколько важных деталей. Первое – смолокурня, которая упоминалась в книге, действительно была. Ее разрушили накануне второй мировой. Теперь остался только фундамент. Его можно найти, как пояснила мне собеседница, за мостом через реку справа. Вторая деталь – каждый год в этих местах бывает, как минимум один англичанин. Значит, есть то, что тянет его сюда. Но, к сожалению, не Манчестер это, а супружеский долг. Дело в том, что пару лет назад бабушка Галя стала тёщей. Ее дочка вышла замуж за подданого Королевы и теперь славно живет на берегу моря в городке Бристоль. Каждое лето приезжает с мужем в родную деревню. Зять в восторге от белорусской экзотики, как поделилась со мной женщина.
Я решил долго не задерживаться и отправиться побыстрее к старому фундаменту смолокурни. Идти пришлось ровно с километр. Все сходится. К тому же, шел мелкий дождик – еще одна отличительная черта английской действительности.
На другом берегу реки, за мостом, начинается уникальнейший памятник природы – Березенский заповедник. На въезде висит табличка, которая предупреждает, что сбор грибов и ягод в охраняемой зоне строго запрещен. Не знаю почему, кажется мне, что большинство местного населения не придерживаются этих рекомендаций.
Справа от дороги, как и говорила бабушка, фундамент старой смолокурни. Она располагалась на самом берегу реки. Никаких других наземных сооружений не было. Пустынный берег порос болотной травой. Это означало, что тут уже давно никто не живет, иначе бы земля была обработана. Но даже если Манчестер исчез пару лет назад, трава бы не успела так быстро превратить когда-то благородную почву в болото. Значит, случилось это очень давно. И уж точно, найти 9 человек, которые упоминались в краеведческой книге, мне не удастся. Но все же интересно, за какой год в книге приводились данные. Рискну предположить, что это 1897 – перепись населения Российской империи. Хотя я могу крупно ошибаться.
Я прошелся по берегу реки, но ничего больше не нашел интересного. Только зря промочил ноги. Решил перейти через дорогу, как если бы первоначально с моста я сверну влево. И тут было кое-что для размышлений. На берегу реки много фундамента из булыжника. Это уже более похоже на правду, чем в предыдущем случае. И трава тут не слишком постаралась. До сих пор можно определить контуры старых строений, даже там, где никакого основания уже давно нет.
Одним словом, делать тут уже нечего. Уезжает молодежь, умирают старики. Только заброшенные дома остаются свидетелями когда-то большой деревни, которая теперь ничтожно мала. Работать тут негде. В свое время закрыли последнюю надежду жителей деревни – колхоз «Красное Березино». Он был единственным, кто сдерживал людей на своей малой родине. Время поменялось. Большое государство рухнуло, и люди стали никому не нужны…
P.S.S. Надеюсь, ты уже не злишься на меня. Что я могу сделать, чтобы искупить свою вину? Подскажи. Давай, сходим в пятницу вечером, посидим в каком-нибудь уютном кафе. Как ты на счет такой идеи? Ты спрашиваешь, какие планы у меня на выходные? Ммм... Следующая открытка все скажет больше, чем слова...