четверг, 29 октября 2009 г.

Умирать, так с музыкой!

Привет, красавица!

Вот недавно перебирал коробки с хламом и наткнулся на старые открытки, приобретенные мною более года назад. Видно, тогда я был слишком занят или просто забыл их тебе показать. Дай, угадаю, что ты подумала: ммм… новость ушла? А вот и нет! Во-первых, новости тут никакой и не было, а во-вторых, на другой стороне открыток я делал путевые заметки, которые, надеюсь, позволят мне сейчас вспомнить кое-что из своей поездки. Хм, никогда не писал писем за сроком давности. Эмоции уже не те, поэтому самому безумно интересно взглянуть по-новому на старые события. Когда сидишь дома в тепле и на всем готовом, воспринимается все немного иначе.

А тогда, если я не ошибаюсь, лил проливной дождь. Да, точно! У меня еще запись сохранилась: «Белорус» - «Caterpillar» 1:0. И к спорту этот результат не имеет никакого отношения. Дело в том, что добираться до места пришлось окольными путями, проселочными дорогами. Как ты понимаешь, асфальт в такой дыре – излишество. Дороги везде песчаные. Даже грайвийка и та встречается лишь отдельными кусками. И вот, после обильных осадков проезжая часть, если ее можно так назвать, превратилась в грязное месиво. Но мне-то все не по чем (думал я тогда): я же в Caterpillarах! Оказывается, зря я так полагался на знаменитую марку обуви для рабочих и по совместительству строительной техники. Мало того, что ботинки были все в грязи, так еще и через верх этой самой грязи набралось излишне.

В конце концов, проезжающий мимо тракторист на отечественной машине, сжалился надо мной и подкинул до моего пункта назначения. Действительно, проехать по таким дорогам может только большая сельскохозяйственная техника. Ну, а если честно, то просто с погодой не повезло…

«Горы, горы, горы». Запись, сделанная не случайно. (Теперь понимаю, что все заметки оказались важными для истории). Места, в которые я выбрался, самые высокие в Беларуси. Это, конечно, ни Альпы, ни Карпаты, но для нашей страны вполне приемлемо. Кстати, неподалеку находится пик Беларуси – гора Держинская: 348 метров над уровнем моря (с погрешностью +/-3 метра). Эту цифру запомнил еще с уроков географии.

Погоди. Я же не сказал даже, куда и зачем ездил. Ведь далеко не горы интересовали меня. Есть такая деревня в Держинском районе, называется Красная Смена. Вроде ничего, кроме советского духа в названии нет. Но не тут-то было! Не только в названии, но и в жизни самого местечка дух с явным запахом «коммунизма» до сих пор присутствует. Кроме того, название на беларускай мове звучит, как Чырвоная Змена. Если ты знаешь, то есть такая одноименная молодежная газета. Причем, самая первая молодежная газета на Беларуси! Впрочем, если ты первый раз о ней слышишь, то ты будешь не одинока. Вся Красная Смена услышала об этом издании впервые. (Заметь, сколько раз повторились слова с корнем «перв»).

…В моих записях всегда можно встретить пометку «Блин!». Постоянно потом приходится ломать голову, чтобы это значило. Здесь, скорее всего, хлюпающие ботинки дают знать о моих неудачных похождениях. Впрочем, когда сидишь в мягком кресле и наслаждаешься любимой музыкой, не хочется вспоминать неприятные моменты…

«-А у нас в квартире газ, а у вас?

- А у нас тут газа нет. Точно нет!»

Ну надо же, пытался даже классиков коверкать. Причем, всегда такие пародии были неудачны. Вот и теперь. Но, что написано пером (в моем случае ручкой), не вырубишь… но корректором замазать можно. Так вот, централизованной подачи газа в Красной Смене действительно нет. Справляются своими силами, т.е. покупают газовые баллоны. Нет и водопровода. На самом деле, с победившим коммунизмом в деревне - это я погорячился. Ведь при таком строе у людей есть все блага цивилизации. Тут в наследство от большевистской власти осталась лишь широченная улица. В СССР все большое и широкое было не просто эстетической чертой, но и способом подавить население масштабностью форм, а значит дать понять, кто в доме хозяин. На единственной улице в Красной Смене, видимо, так никого подавить и не удалось: машины там большая редкость!

Рассказывать тебе, почему деревня имеет свое название, было бы нелепо. Ведь и так понятно, что связано оно с установлением советской власти. Интереснее другое: как называлась поселение до своего нынешнего именования. История гласит, что после изгнания белополяков в 1921 году, здешние хутора, которые до этого относились к деревне Пианино, решили образовать на отвоеванных землях новое поселение. Назвались Сменой, с модной на то время красной приставкой. Кстати, раньше никто про такую деревню никогда в округе не слышал. Все называли это одним словом – Пианино. Узнали про Красную Смену после того, как администрация района решила обозначить поселение дорожным указателем. Случилось это лет 10 назад.

А Пианино теперь стоит совсем рядом. Правда, дорожный знак вводит в заблуждение. Написано, что до деревни вправо 2 километра. Я-то знаю, что Пианино всего в 200 метрах от дороги, но, ради удовлетворения своей любопытности, я все же решил позже проверить, куда приведет меня указатель. А привел он меня в самое настоящее болото! Не исключаю, что здесь могли утопить пианино, но деревни тут явно нет.

К сожалению, мне не удалось узнать, когда впервые появились люди в здешних местах, но уж точно мне известно, что к музыке название не имеет никакого отношения. Пианино – производное слово. На открытке пояснение: «про пни». Дачники рассказали предание, что раньше тут были непроходимые леса. Пришли люди, срубили деревья, а на пнях построили дома. Так появилась их деревня. Все же, сколько не проговаривал себе название, ну хоть убей, не понимаю, как «пень» могло трансформироваться в «пианино»!?

Мне больше по душе другая версия происхождения названия. Поговаривают, что жили тут люди, которые хорошо ладили с алкоголем. Прозвали в округе деревню эту Пьянина. Кому ж такое понравится!? С течением времени придали более благородное звучание – Пианино: и красиво, и, главное, не обидно. Когда переименовывали? Загадка. По крайней мере, уж точно не при большевиках, по принципу которых деревня получила б название Синяя Смена. Кстати, по цветовой гамме можно называть любые поселения. Ну, например, Солигорск – Черная Смена, Белоозерск – Белая Смена…

Рассказали местные дачники, что когда еще в Пианино жило коренное население, каждый умел играть на чем-нибудь. Поэтому название совсем не случайное. Но «под этим делом» любой сыграть на музыкальных инструментах сможет, и не только на них…

Знаешь, когда я был в этих двух деревнях и слышал рассказы людей, то становилось обидно за крестьян. Как можно жить без водоснабжения, без газа, без канализации, без нормальных дорог, почты, магазина, сельского клуба, интернета? Это минимум, что должно быть создано для современного человека. Но теперь отношусь к этому без особого энтузиазма. Ни разу я не слышал, чтобы эти люди хоть на что-нибудь пожаловались. Их все устраивает. Им все нравится. Даже твой дедушка, вспомни, каждое лето едет в деревню, где нет никаких условий. И ему там хорошо. Может он привык так, но это его проблемы, и не нужно вмешиваться в жизнь таких стариков, пытаться что-то изменить в их быте. А мы до сих пор считаем, что жизнь старых в деревне нищенская, бесполезная, навязываем свои идеалы. Вести беседу на эту тему можно бесконечно…

По-моему, это все открытки, которые имелись в коробке. Может, позже найду еще какие-нибудь записочки, в чем я сильно сомневаюсь. В любом случае, это уже будет не столь неожиданно…

PS: Если честно, то появилось желание снова съездить в Красную Смену и Пианино, посмотреть, что поменялось за этот год. Может хоть дорогу в порядок привели. Ну, конечно же, одному ехать уже не дело. Если только ты согласишься составить мне компанию. Можешь воспринимать это, как приглашение… Крепко обнимаю тебя… целую…

Пианино – Красная Смена, Влад

вторник, 27 октября 2009 г.

Не ходите, дети, в Африку гулять


Привет, моё сокровище!

Если бы ты знала, где я сейчас нахожусь, то сошла бы с ума от тревожных мыслей. Но уверяю тебя, что для волнений нет причин. Тем более что со мной все в порядке, и я уже собираюсь возвращаться домой. Единственное, что мне сейчас доставляет неудобство – это горлышко свитера. Забыл побриться перед отъездом, отчего пошло раздражение на коже. Стараюсь сильно головой не крутить, чтобы не доставлять еще больше неудобств…

Вот буквально минуту назад прочитал, что сомалийские пираты снова захватили какое-то судно. В любой другой день я бы не обратил внимания на это сообщение. Но сегодня пираты так и крутятся в голове, потому что нахожусь я нигде иначе, как в Сомали! Конечно же, ты понимаешь, что будь я в африканской стране, не смог бы и сточки написать тебе, ведь там царит полная анархия, и почта, наверняка, работает с перебоями. А выбрался я в Сомали белорусское. Это - маленькая деревушка, которая затерялась в лесах Молодеченского района. Чтобы попасть сюда, нужно свернуть с малооживленной трассы в лес, и дальше - километр по гравийке.

На самом деле, показалось, что тут действительно живут какие-то пираты. На все вопросы местные отвечают либо «не знаю», либо «ничего не могу сказать». И так от дома к дому без какой-нибудь полезной и нужной информации я бродил почти до вечера. Самое удивительное, что тут с роду не слышали ни про каких пиратов. Хотя все как один сказали, что смотрят новости по телевизору. Жители даже не поняли, почему я так часто спрашивал про морских разбойников…

Сейчас в Сомали постоянно живет примерно человек 20. Это одни старики. Очень много участков и домов выкуплено. Здесь теперь развивают агротуризм. Агротуризм в сомалийском понимании – это домик, отделанный пластмассовыми элементами со стеклопакетами. Обязательный атрибут любой усадьбы – колесо из-под телеги и баня. Найти более «оригинальные» решения, видимо, предпринимателям не удается: повторяют один за другим. Зато хозяйственные постройки, которые еще строились до войны с деревянными крышами в виде черепицы, никому в Сомали не нужны. В них скидывается всякий хлам и мусор, оставленный гостями.

Меня поразило еще и то, что местное население совершенно не знает своей истории! Они даже мне ответить на вопрос не смогли, почему местечко имеет такое название. Хотя не могу сказать, что люди здесь замкнутые. Все готовы поговорить, даже приглашают в дом. Но вот ответы на простые вопросы получить не удалось.

Пришлось, ни в первый раз уже, обращаться к литературным источникам. Откопал легенду, из которой можно взять кое-что за истину. Если ты не против, то я в нескольких словах попробую ее пересказать. После поражения Наполеоновской армии на Березине, бедные французики были настолько ослаблены и голодны, что жители белорусских местечек часто спасали солдат от неминуемой смерти. И вот однажды одного из таких французов приютила к себе одна из жительниц безымянного хутора близь Молодечно. Как ты догадалась, фамилия у иностранного вояки была Сомали. Оправившись после болезни, солдатик решил остаться со свое спасительницей навсегда. Хутор стали называть Сомали. В дальнейшем он разросся и дал название деревни.



Подобная история, конечно, могла иметь место в то время, но только не в случае с Сомали. Дело в том, что деревня упоминается в документах в конце XVIII века, а это никак ни 1812 год. Но что касается имени, то тут придраться не к чему, вот только французы здесь ни причем. Сейчас половина деревни носит фамилию Сомаль. Логически можно сделать вывод, что проживают теперь в Сомали потомки первого Сомаля, от которого и пошло название деревни. Кем был этот человек – история умалчивает.

Умалчивает история и о появлении в деревни второго по величине рода Романовских, представители которого живут параллельно от той улицы, где поселились Сомали. Судя по месторасположению, две больших семьи жили не слишком дружно. Интересный факт: во время сталинских репрессий раскулаченными оказались в деревни лишь Романовские. А вот еще один парадоксальный факт: во времена СССР Сомали была разделена на две части! Одна улица относилась к Молодеченскому району, вторая – к Вилейскому. Спустя годы администрация поняла всю нелепость сложившейся ситуации и объединила разорванную деревню под одной крышей. Ну только представь себе: до этого нужно было посылать два почтальона и две автолавки в один и тот же населенный пункт с одной и той же целью, но только от разных центров. Глупости человеческой нет предела…


Так о чем это я? Ах да! Сомали. Деревня, как я писал выше была известна с конца XVIII века. В 1800 году тут насчитывалось 35 жителей и всего два двора. Как все эти люди уместились в столь скромных условиях, понять тяжело, но это были из проблемы. Примерно в это время хозяином деревни становится знаменитый Михаил Клеофас Огинский, который прибыл на Родину из эмиграции. В Сомали композитор вряд ли наведывался. Тут-то сейчас делать особо нечего, а тогда вообще никакой инфраструктуры не было. К тому же, скоро последовала очередная эмиграция Огинского.

Деревня перешла во владение Оскерки и входило в несколько различных имений. После отмены крепостного права (думаю, стоит тебе напомнить, что произошло это в 1861 году), сомалийцы вошли в состав Великосельской общины. Кстати, в конце XIX века название Сомали имела сама деревня и два хутора, которые позже объединились в один населенный пункт.

В 1921 году Сомали оказались в составе Польши. Если честно, то местному населению от этого было ни холодно ни жарко. Они до сих пор сохранили пофигизм к происходящим в их деревне событиям. Накануне объединения Западной Беларуси в местечке насчитывалось 76 жителей. Некоторые из этих людей живут в Сомали и сегодня. Вот только ничего особенного с того времени им рассказать нечего. Помнят только как началась война. Кстати, деревне очень повезло, что она смогла выжить. Другие населенные пункты, которые находились рядом, были спалены фашистами.


Была когда-то в Сомали школа. Когда-то – это значит неизвестно, сколько десятков лет назад, но явно очень давно. А вот стране Сомали в ближайшее время грозит перенаселение, что в свою очередь приведет к еще большему число голодающих на планете. В белорусской деревне пока с питание проблем нет. Приезжает автолавка, дети привозят продукты из города. Есть фельдшерско-акушерский пункт. Ты знала, что в Сомали – речь об африканской стране – до сих пор существует традиция ампутации женских гениталий? Этой ужаснейшей процедуре подвергаются 98% всех девочек! Кстати, по этому показателю даже можно сделать вывод о системе образования в стране. Дело в том, что в семьях, где родители имеют среднее и высшее образование, такие садистские методы практикуются реже. Пускай лучше сомалийские акушеры остаются без работы, чем так калечить прекрасный пол.

В то время, как в Восточной Африке годами не выпадают осадки, в белорусском Сомали к воде свое отношение. Болотистая местность – не преимущество, а проблема. Мало того, что пройти невозможно, так еще и земля пустует благородная. Осушают своими методами: закидывают лужицы и грязь булыжником, от чего недавно одна из улиц даже стала казаться мощеной…


...Ну вот, наверно, и все, что можно рассказать про Сомали. Как видишь, ничего страшного тут нет, никакой опасности местные аборигены не представляют. Да и какие пираты, если тут даже реки никакой нет поблизости, а компьютерными преступлениями уж точно бабули заниматься не будут. Хотя и про корсаров слышать в наше время диковато. Кто бы мог подумать, что такое возможно, но журналисты давно убедили нас, что все невозможное возможно…

PS: Разодрал всю шею! Уже не терпится быстрее привести себя в порядок. Вот из-за таких маленьких неприятностей от поездки остаются не лучшие впечатления. Очень не хватает ласки и сожаления… Ни на что не намекаю, просто мне очень тебя не хватает! Люблю…

Сомали, Влад